Заказчик недоволен. Что делать?

06.02.2014


Рано или поздно это случается с каждым. Вы с воодушевлением начинаете работу над новым проектом, а после того, как показываете свое творение заказчику получаете по шапке примерно так:

«Это вообще что такое?? Я за что деньги плачу? Что это за порнография? Здесь нет эмоций, это не продает, всё ужасно!»

Да, в первый раз это слышать очень-очень неприятно. Даже больно. Но что делать? Надо ведь что-то отвечать, разруливать конфликт, а не напиваться и рыдать в подушку полночи, стеная «я ничтожество!»
Об этом и поговорим.

Итак, что делать, если заказчик недоволен вашей работой

  • Проверьте бриф (ведь, я надеюсь, он у вас есть?) или техзадание, которое прислал заказчик. Перечитайте пару раз, пытаясь понять, что же вы упустили, что именно поняли не так.
  • Если всё нормально и работа сделала ТОЧНО согласно брифу, и вы не получали более никаких комментариев, можете смело сказать об этом заказчику. Вы не фея, чтобы угадывать чужие мысли.
  • Если вы углядели несоответствия между тем, что заказывал клиент и тем, что вы ему в итоге предложили — это ваша вина. И вам ее исправлять.
  • Если клиент расположен к диалогу, предложите ему рассказать вам подробнее, что именно в вашей работе ему ПОНРАВИЛОСЬ. Если есть такие места — уже хорошо. Во-первых, сможете хоть что-то понять о вкусах клиента (а в 90% случаев клиент не собирается рассуждать о конверсии. Ему хочется, чтоб нравилось), во-вторых, оцените масштаб бедствия. Скорее всего еще и получите поток комментариев на тему «а вот тут и тут полный трэш». И это тоже полезно. 
  • Если клиент не расположен к диалогу и сыплет проклятьями, а вы уже взяли предоплату — предложите вернуть деньги. Даже если вы потеряете клиента и деньги, вы сохраните репутацию честного человека. И (не поверите, но так бывает) по рекомендации от таких вот недовольных заказчиков потом могут придти новые клиенты. 
  • Если вы мучаете один проект уже несколько месяцев, а каменный цветок никак не выходит, клиент может быть УЖЕ недоволен. Даже если вы наизнанку вывернитесь ради его проекта, вряд ли он это оценит. Поберегите и его и свои нервы и время — откажитесь от проекта и порекомендуйте других исполнителей, которые, как вам кажется, справятся с непосильной для вас задачей. 
  • Если задание выполнено по брифу, вы вложили в него максимум, а заказчик хочет всё испортить — объясните ему почему результат работы должен быть именно таким. Логотип строгим, а не в цветочек. Текст без витиеватостей и прочих бяк. Клиенты часто просто не разбираются в вашей сфере. Наберитесь терпения и разъясните ВСЕ свои решения. 

Заказчики — тоже люди

А все люди разные. На вкус и цвет друзей найти очень-очень сложно. И если уж ваши с клиентом соображения о прекрасном не совпадают — смиритесь. Попейте валерьяночки и идите искать клиентов, которым нужно именно то, что вы умеете. 

comments powered by Disqus