Кризис и копирайтинг. Куда идем?

12.11.2015

Маркетологи говорят "кризис — двигатель прогресса". Он отсеивает ненужное, дряхлое, отжившее. Он стимулирует развиваться и находить новые рынки, ходы, решения. Возможно соотечественники даже обрадовались кризису. «Ох, как тряханет этот обветшалый сектор! Для выживания придется думать и делать" Но расчеты оказались не верны.


Раз в неделю натыкаюсь на депрессивные статьи в стиле «Всё пропало, шеф! Мы все умрем». Схлопываются рынки, банкиры с трудом вытряхивают из людей проценты по кредитам, импорт не замещается. Всё плохо. 

Как в кризис поживает рынок  копирайтинга?

Отсеялось отжившее, ненужное, устаревшее? Кризис отсек полуразложившиеся тенденции бреда по 100 рублей? Люди берегут деньги для важных дел и результативных мер? 
Наоборот!
До падения рубля 80% клиентов  интересовала конверсия, выхлоп, результат. За это и платили. Диалог строился на интересе к собственному делу, любознательности, вежливости и требовательности.
После падения рубля люди экономят. Но не так, как предрекали маркетологи. Люди не думают, как купить лучшее, чтобы не пришлось платить дважды. Люди выбирают дешевое.

Шлак вернулся. Посыпались заказы на рерайт. Не контент-маркетинг, не новости и ведение блогов, не майнд мэп! Рерайт, Карл! Повылезали неадекватные хамоватые личности с претензиями "Плачу 5 копеек, девочка пляши». В сознании укрепилось, что в кризис работают круглосуточно и бесплатно. Мало интересуют результат, гарантии, опыт и предложения. Только цена. Только. 

5 лет назад, во времена сайтов-сателлитов, текст для читателей казался никчемным. Когда тенденция поменялась, я вздохнула с облегчением.Я думала, что Рунет станет осмысленным, профессиональным, а люди научатся видеть перспективу и получать пользу. 
Но, увы, период расцвета коротким. Слишком коротким, чтобы приучить думать о пользе, а не о цене.  

Лет 5 назад я прочла книгу «старорежимного» американского копирайтера. Кажется, это Кейплз. В книге приводился пример (по-модному «кейс»). Автор «недорого, буквально а копейки ($2 000)» написал для друга текст. После изучения полезных качеств продукта, копирайтер набросал текст за полчаса, но не отдавал другу еще 2 недели, чтобы текст не выглядел дешевкой. Текст принес другу  $50 000. Но кому я это рассказываю? Это же "у них". У нас нужно "просто наполнить сайт. Я бы и сам мог"

А как же клиентоориентированность? Связку спрос-предложение никто не отменял

Давайте посчитаем. Я беру за рекламную статью от 7 до 10 тысяч рублей. За эти деньги я работаю над смыслом, формой, обдумываю всё, что связано с продуктом, услугой. Я обсуждаю с заказчиком нюансы, моделирую стиль мышления потенциального покупателя, чтобы «зацепило». Задача — привлечь клиентов, продать товар или услугу.  Клиент потратил деньги и хочет, чтобы они преумножились.

Будет ли это делать копирайтер за 1000-3000 рублей?  Вряд ли. Иначе чем он кормит семью? Или у него конвейер, и статьи он строчит, добирая количеством, а не качеством, либо его дети голодают и ходят в рванье. Есть мазохисты, погружающиеся в бизнес и проблему клиента на недельку за 1000 рублей? Разве что ради хобби. Дешевле 10 000 рублей это нерентабельно для копирайтера. 

При каком подходе клиенту дают больше пользы? Дают то, за чем он пришел? 


Но кризисная тенденция "пучок текстов на 200 рублей" говорит, что заказов у дешевого копирайтера прибавилось.  Так  увеличивается число третьесортных материалов. 
Как следствие, из каждого угла слышится недовольное «копирайтеры — бестолковые графоманы». 
Вуаля, мы вернулись к тенденциям 10-летней давности. 

Так что с ценой?

Почему вы не покупаете дешевые китайские сапоги из кожзама? Потому что вы замерзнете, а сапоги расклеятся в первой луже. Вы покупаете (даже в кредит!) теплую обувь, предпочитая не выкидывать деньги на китайскую дешевку. 

Почему с текстом не так? Почему вы хотите привлекательный грамотный осмысленный текст со знанием маркетинга за цену дешевых китайских сапог? И почему копирайтер, который привлекает вам клиентов   должен согласиться на эту цену?

comments powered by Disqus