Ритуальные пляски рекламных шаманов. Статья копирайтера Валерии Колесовой

02.04.2012


Знаете, в чем главное отличие российской публики от публики заокеанской? Наши люди верят в волшебство! И это было бы хорошо, если бы не было так грустно.

Россияне очень любят магию. Всякого рода шаманство из разряда «что бы сделать, чтобы ничего не делать». Например, чтобы избавиться от грыжи позвоночника достаточно лишь плюнуть через левое плечо трижды, зарезать черного петуха, и отнести денег тому, кто пообещает избавить от недуга в течение получаса.

С детства нас учили, что без труда не вытянешь и рыбку из пруда, и каждый об этом знает. Но тяга к волшебству настолько сильна, что разум оказывается неконкурентоспособен.

Заряженная через телевизор вода и зарубцевавшиеся раны, предсказание судьбы в интернете и гадание по телефону продолжают быть актуальными.

А теперь «волшебство» есть и в рекламе!

«Волшебные» НЛПисты

«Повысим эффективность рекламы на 300% с помощью новейших НЛП технологий» — такие объявления нередко встречаются не только в сети, но и в реальном пространстве. «ВАУ!» — скажут многие бизнесмены и побегут вприпрыжку заказывать рекламу у НЛПистов.

Но не стоит ли для начала понять, что такое НЛП и как оно работает?

Википедия гласит, что НЛП (нейро-лингвистическое программирование) — это неакадемическое направление в психологии. Оно основано на копировании поведения успешных людей (форма речи, движение глаз и тела).

«Новый код НЛП» в 80-х годах предложил лингвист Джон Гриндер. Он был разработан под влиянием идей антрополога Грегори Бейтсона, книг Карлоса Кастанеды, а также опыта, полученного Гриндером в Конго, где он обучался местным танцам, пению и игре на барабанах.

По сути НЛП пропагандирует методы зомбирования, обладающие, якобы, сногсшибательной эффективностью, и которые требуют срочного применения в рекламе.

Трудно себе представить хаос, который воцарился бы в мире, если бы эта муть работала! Представьте себе, вы смотрите фильм и вдруг вас охватывает нестерпимое желание купить тот или иной шампунь. Вы срываетесь с места, бежите в магазин, наспех нацепив на себя что попало, мчитесь к полке с заветным шампунем, а там — драка за последний флакон!

Картина достойна фильма ужасов. Слава Богу, что подсознательное в рекламе не работает и копирайтеры, дизайнеры, арт-директоры, рекламисты всех мастей бьются за то, чтобы заинтересовать покупателя на сознательном (единственно доступном для них) уровне.

На западе НЛПшный туман над рекламой давно рассеялся, но в наших широтах вокруг этих трех букв витает облако загадочно-мистичного, не совсем законного, местами даже опасного и оттого жутко привлекательного флёра. Но говорит ли всё это об эффективности методов НЛП в рекламе?

НЛП копирайтинг в действии

Российские НЛПисты упорствуют, называя это псевдо учение чуть ли не единственным действенным методом рекламы. За несколько сотен долларов (какой пустячок) вам предложат пройти курс у какого-нибудь гуру НЛП. И ведь есть охотники до "волшебства"! Но давайте посмотрим на вещи трезво и разберем по полочкам методы НЛП копирайтинга.

Где он — отклик?

Первый просчет — отсутствие прямого отклика. Реклама создается не для одного человека, а для неопределенного круга лиц. Диалога нет. Листок бумаги никого не может загипнотизировать, потому что нет прямого отклика. По этой причине прародитель НЛП Джон Гриндер уверяет, что использовать НЛП в рекламе невозможно. Но наши НЛПисты вошли в раж и не верят даже ему.

Эмоции и разум

Вспомните любую рекламу, которая побудила вас приобрести рекламируемый товар. Что именно вдохновило вас на покупку — музыка, цвет, тон голоса, движение, какие-нибудь замысловатые крючочки в верхнем правом углу? Нет? А рьяные адепты НЛП просто уверены в эффективности именно этих методов. О выгодах, доказательствах и прочей нормальной продающей информации ни слова.

Принимая решение о покупке, человек руководствуется рациональной (цена, качество, новшества и т.п.) и эмоциональной (престижность, красота и т.п.) оценками. НЛПисты предпочитают оперировать только эмоциями. А теперь ответьте себе на вопрос, купили ли вы что-либо если бы знали о продукте лишь то, что он «клёвый»,«обалденный» и «супер-мега»?

Форма и содержание

Лучшие копирайтеры мира доказали, что в рекламе содержание (продающие моменты, доказательства, демонстрация выгоды и пр.) куда важнее формы (язык, дизайн, форматирование). Однако НЛПисты пытаются «программировать» потребителей рекламы только через форму, лингвистически. Да, реклама может выиграть от перестановки слов, но полный набор НЛПшных словечек не спасет рекламу с плохим содержанием от провала.

Правила любого хорошего текста известны давно. Еще А.С. Пушкин говорил: «Точность и краткость — вот первые достоинства прозы, и проза требует мыслей и мыслей — без них блестящие выражения ни к чему не служат». НЛПисткий копирайтинг по запутанному словоблудию берет все призы. А смысла — чуть.

Простота

Любой профессиональный копирайтер знает, что реклама — это почти всегда «холодные продажи». Она имеет шанс быть прочитанной незаинтересованным читателем только тогда, когда она максимально проста. Но адепты НЛП придерживаются иного мнения, забивая текст ненужными финтифлюшками и отвлекая читателя от цели.

Итого

Почитав ряд статей о рекламе и методах НЛП в ней на специализированных НЛПшных сайтах, я пришла к неутешительному выводу. Вода, вода и еще раз вода. Чтобы понять хоть полстрочки этого бреда нужно изрядно помучаться. Всё «новейшие» и «гипнотические» приемы, о которых вещают НЛПшные рекламисты либо абсолютно нежизнеспособны, либо выдернуты из контекста учебников по рекламе.

Хочется подвести итог. НЛП в цивилизованных странах за науку никто не считает. Эффективность методов НЛП не доказана (а времени на доказательства было предостаточно). Всё «волшебство» НЛП не способно сделать рекламу эффективнее. Зато испортить рекламу, плеснув колдовства — раз плюнуть.

Нетрадиционная реклама (НЛП, 25 кадр и прочее шаманство-шарлатанство) подобна нетрадиционной сексуальной ориентации. Кому-то может и нравится, но эффект продолжения рода (совершения покупки) нулевой.

Уважаемые заказчики, будьте бдительны!

Доверяйте создание рекламы только профессионалам, а приверженцев «подсознательного» держите подальше от рекламного бюджета.

comments powered by Disqus