Отдавай мои бумажки, забирай свои какашки...

13.01.2013


Бывает, что сотрудничество копирайтер-заказчик ну никак не идет.

Большинство акул пера работают по предоплате. Оно и понятно. Это единственная гарантия, что получив желаемое, заказчик не исчезнет за горизонтом. Но что делать, если клиент заплатил, получил текст и требует деньги назад?

В каком случае нужно вернуть заказчику деньги?

  1. Вы ХОТИТЕ вернуть ему деньги. А потом забыть про него навсегда и не вспоминать как страшный сон. Бывает, что еще в ходе предварительного слушания обсуждения понятно, что заказчик неадекватен. Адекватность — критерий субъективный. Но если человек начинает общаться по принципу «я вам заплатил, я вас имею», хамить и сыпать угрозами, проще не портить себе нервы и расстаться полюбовно. Если можно так сказать. Тем более что субъект, наверняка, только разминается. И впереди еще много «приятных» минут. Отдайте ему его бумажки. Иначе рискуете потратить гораздо больше времени и нервов, чем планировали.
  2. Вы хапнули проект, а сделать его не можете. Бывает. Тема сложная, разбираться не хочется. Заболел, обстоятельства поменялись. Чувствуете, что сроки вам не выдержать. Не жадничайте и не надейтесь на авось. Лучше честно всё объяснить и предложить решение: от просьбы «не могли бы мы договориться о более гуманных сроках» до возврата денег. Репутация ваша не пострадает (скорее даже выиграет!), а деньги вы еще не раз и не два заработаете. Честность лучшая политика. Да и поставьте себя на место заказчика. Вы любите, когда вас кормят завтраками?
  3. Вы дали такую гарантию. На вашем сайте, в услугах вы четко обозначили: «гарантирую, что если вам не понравится, я верну деньги»? Вы сделали работу и клиенту она не понравилась? Вас за язык никто не тянул — возвращайте деньги взад.

Но что делать, если все договоренности со своей стороны вы соблюли, а заказчик всё равно ярится и требует вернуть денежки?

Зависит от ситуации. Я расскажу о двух случаях из моей практики.

Мне вас посоветовали

Однажды постучалась ко мне девушка и попросила написать текст на главную страницу сайта. Я написала. Девушка приняла работу с комментариями «ВАУ! Отлично!». Тут же заказала текст для рассылки.

Через несколько дней, сдав текст, получаю неожиданный месседж: «мне вообще не нравится ваш стиль, мне просто вас посоветовали. Я тут узнавала у знающих людей (мне так нравится эта фраза), ваш текст написан не по законам НЛП. Верните деньги, я не буду использовать ваши тексты» и даже «если вы не вернете деньги, мне нечем кормить детей».

Нормально?

В ходе переговоров пришли к тому, что я вернула деньги за текст для рассылки. Текст на главную был принят, одобрен, оплачен. Значит, тема закрыта.

В итоге мы разошлись полюбовно, но осадочек остался. Тем более, что к взыванию к моей совести подключилась та заказчица, которая меня посоветовала. Думаю, она пострадала больше всех.

Этот случай больше похож на развод

Фабула: заказчику нужен текст «к среде». «Хочу креативный, как у вас вот тут, доверяю, уезжаю». Бриф он заполнил, предоплату внес.

Я подготовила текст в понедельник, чтобы было время доработать. Но заказчик на связь не выходил. В среду вечером мы наконец-то списались.

Итог: заказчик заявляет, что текст «совсем не такой, как я хотел» и предлагает вернуть деньги, потому что «переделывать уже времени нет».

Текст полностью соответствовал ТЗ, но ведь не для всех заказчиков ТЗ это что-то обязательное к исполнению.

Вообще при всем моем уважении к ярким идеям, когда заказчик просит «накреативить» я напрягаюсь. Чувствую себя парикмахером, у которого в кресле сидит клиент и хочет «красивую прическу». А полубокс это или зеленый ёжик я должна догадаться сама?

Итог — заказчик получил коммерческое предложение за полцены.

Он заплатил только за время, потраченное, на работу. С тех пор я беру только 100% предоплаты и использую ТЗ (заполненный бриф) в качестве подстраховки на такой случай.

Однако насколько бы не была сложной ситуация, я всегда стараюсь решить ее так, чтобы и я и клиент остались довольны. Если у вас возникла трудная ситуация, прежде чем качать права попробуйте разрешить ее мирно. Быть может, вы просто друг друга неверно поняли?

comments powered by Disqus