Хочу, чтобы нравилось

20.09.2012


Каждый копирайтер, дизайнер и прочий креативщик в своей работе сталкивался с явлением «Хочу, чтобы нравилось».

Симптомы:

  • Заказчик не может четко сформировать ТЗ. Он его или недорабатывает, или меняет, или изъясняется странными фразами типа «ну вы же профессионал, вот и сделайте хорошо».
  • Обожаемый сайт заказчика вызывает у вас ступор, а у него бурный восторг
  • Заказчик приводит в пример «хорошие тексты», «хорошие макеты, логотипы», которые хочется обнять и плакать.
  • В вашем портфолио ему ничего не нравится, но он настаивает, чтобы работу сделали именно вы. Потому что ему кто-то вас посоветовал, потому что просто лень искать кого-то другого, потому что вы ему вдруг оказались симпатичны… мало ли причин.

Далее сценарий развивается примерно так:

Вы, уподобляясь Супермену, Бетмену и прочим спайдерменам, преисполненные чувством собственной значимости решаетесь показать, наконец, этому бедному человеку, что значит «хороший продающий текст» (дизайн, макет и т.п.) и бросаетесь к станку ваять-творить.

У вас есть отличная идея для его бизнеса. Да и не одна! Дело за малым — просто хорошо сделать свою работу.

Наконец, ТА-ДАМ!

Пришло время осчастливить заказчика своими эпистолярными способностями или идеальными линиями логотипа.

Детище ваше ушлепало в почту зака.

И тишина.

День тишина.

Два тишина.

Ваше терпение подходит к концу, и вы отправляете заказчику робкий месседж: «Ну, как??»

А дальше начинается самое интересное.

Реакция заказчика зависит от его эмоционального здоровья: от задумчивого мычания «Эмммм….ну не знаю», до разгневанного вопля «Что за халтура, ёптвм???!!!»

Слишком смело, слишком ярко, слишком громко, слишком шумно. Почему такие короткие предложения? Зачем какие-то буллиты и заголовки?

Мне не нравится словосочетение «гибкий график». Давайте напишем «Мы умеем поворачивать налево, направо и в обратном направлении. А еще умеем ходить конем и на четвереньках, по понедельникам, вторникам, четвергам и в любой день, когда захотите»

Новички-фрилансеры в замешательстве, посыпают голову пеплом, идут топиться.

Бывалые закатывают глаза и понимают, что в их жизни очередной заказчик-Хочуха.

Заказчику-Хочухе ВСЁ РАВНО насколько эффективен будет продающий текст, насколько правильно логотип передает концепцию бренда, насколько он поднимет продажи и т.п. Ему нужно ОДНО – ЧТОБЫ НРАВИЛОСЬ.

Заказчику-Хочухе наплевать на ваш профессиональный уровень. Пусть вы хоть Пулитцеровскую премию получите за свой текст, пусть ваш дизайн попытается присвоить Артемий Лебедев, заказчик будет снова и снова спрашивать: «А вы уверены, что нужно делать именно так?»

Что потом?

Потом вас ждет много-много-много-много переделок, правок, доделок, вставок.

Много дум и мыслей своих заказчик будет вкладывать в вашу голову, чтобы, наконец , из под вашего пера (ну или карандаша) вышло что-то совершенно непотребное, скомканное и водянистое. И вот тогда он, смахнув скупую слезу умиления, назовет вас «настоящим профессионалом».

Как бороться?

Никак.

Хотите доказать Хочухе, что плод вашего труда намного лучше того, что хочет он? Не получится! Вас ждут долгие разговоры в скайпе о бизнес-книгах и мнении других людей. Вы потратите чудовищное количество времени на споры, и, в конце концов, придете к аргументу «Кто девушку платит, тот ее и танцует».

Уймитесь. Пожалейте свое время и нервы заказчика.

Просто СДЕЛАЙТЕ как надо ему или откажитесь от проекта.

У маркетологов это называется «Пойми потребности клиента и дай ему то, что он хочет»

Время от времени, сталкиваясь с Хочухами, я понимаю, что далеко не всем важен профессионализм. О вкусах ведь не спорят.

Есть заказчики, которым понравится совсем другая работа, совсем, казалось бы, непрофессиональная. Даже если вы не можете написать «ЖОПА» на заборе без ошибок и любая нарисованная вами ракета похожа на член, наверняка где-то есть заказчик, которому именно это и нужно.

Ищите своего Хочуху.

comments powered by Disqus